Fallout 3 — компьютерная игра в жанре action-RPG, разработанная компанией Bethesda Softworks, стала третьей игрой в серии не считая Fallout Tactics. Игра вышла для игровых консолей Xbox 360, PlayStation 3, а также персональных компьютеров 28 октября 2008 года в США, 31 октября 2008 года в Европе. В России состоялся ночной запуск в 00:00 30 октября.
Русская версия Fallout 3 для Xbox 360 вышла 24 апреля 2009 года; версия для PS3 вышла 7 мая 2009 г.
Interplay
Первоначально следующая часть разрабатывалась подразделением Black Isle Studios компании Interplay, которая являлась отцом-основателем вселенной Fallout и обладала правами на её лицензию. Проект имел рабочее название «Van Buren». Однако до завершения процесса разработки Interplay обанкротилась, и лицензия на Fallout 3 была продана Bethesda Softworks за 1,2 млн долларов США. Interplay сохранила за собой права на разработку массовой многопользовательской ролевой игры. 9 апреля 2007 года стало известно о продаже авторских прав на всю серию Fallout компании Bethesda Softworks за 5,75 млн долларов.
Bethesda
Bethesda работала над Fallout 3 с 2004 года, и сотрудники компании заявляли о том, что намерены сделать игру похожей на две предыдущие части, делая акцент на нелинейном геймплее, хорошем сценарии и традиционном «юморе Fallout». Также было заявлено, что игра получит рейтинг M, ввиду присутствия в игровом мире алкоголя, наркотиков и неприкрытого насилия.
Fallout 3 использует новую версию движка Gamebryo, который использовался для The Elder Scrolls IV: Oblivion, вместе с физическим движком Havok. Автор скоростного прохождения Fallout 3 для лучшего результата задействовал и баг этого физического движка, названный им «вполне распространённым» и «неизвестно почему не исправленным».
В ходе пресс-конференции Microsoft на выставке E3 было объявлено, что версии игры для Xbox 360 и Windows будут иметь эксклюзивные скачиваемые материалы. Также через сервисы Games for Windows — Live и Xbox Live доступна система достижений. В Интернете появилось 50-страничное руководство пользователя в формате PDF, выполненное в стиле «руководства по выживанию в пустоши». Данный документ является официальным руководством к игре и доступен с лицензионной версией в печатном или электронном виде.
Релиз
5 июня 2007 года на официальном сайте появился первый тизер к игре. В нём впервые была оглашена примерная дата выхода Fallout 3 — осень 2008 года. Этот тизер позднее стал вступительным роликом к игре.
В конце августа 2008 года были оглашены окончательные даты выхода Fallout 3: 28 октября в Северной Америке и 31 октября в Европе. Для озвучивания роли рассказчика в очередной раз был приглашён Рон Перлман (известный по своей вступительной фразе «War, war never changes…»), участвовавший до этого в двух предыдущих играх серии и Fallout Tactics: Brotherhood of Steel. Среди приглашённых актёров также можно отметить Лиама Нисона и Малкольма Макдауэлла.
10 октября 2008 года версия игры для Xbox 360 была незаконно скопирована и выложена в Интернет. То же самое произошло с версией для PC 27 октября.
Локализатор игры в России — компания 1C. Игра появилась на прилавках магазинов в полночь 30 октября 2008 года. Игра поддерживает как русский (с озвучкой), так и английский язык. 18 февраля 2010 года появился русский патч версии 1.7, его можно скачать на официальном сайте 1C
Игровой мир
Основные события происходят в 2277 году, спустя 200 лет после ядерной войны с Китаем и 36 лет после событий Fallout 2 на месте бывшего Вашингтона и округа Колумбия, ныне известного как Столичная пустошь (Capital Wasteland). По сравнению с пустошами Западного побережья Столичная пустошь очень мала, однако насыщена примечательными объектами и населёнными пунктами. В игре есть ряд строений, как фиктивных, существующих в рамках вселенной Fallout (завод ядер-колы, Анкориджский мемориальный комплекс, автомобильный завод «Корвега»), так и реальных архитектурных памятников (Монумент Вашингтона, Мемориал Линкольна, Капитолий, Пентагон), а также Белый дом, точнее радиоактивная воронка от взрыва на том месте, где он должен быть, а о том, что там раньше был Белый дом, можно понять лишь по маркеру на карте.
Столичная Пустошь стала ареной для выживания и влияния различных группировок, начиная от оседлых жителей небольших городков (некоторые насчитывают не более десятка жителей), беспринципных рейдеров, супермутантов (появившихся под воздействием вируса ВРЭ), одичавших и обычных гулей (люди, которых радиация изменила до неузнаваемости) и заканчивая организованными группировками, такими как работорговцы, Братство Стали, отколовшиеся от них Изгои, Компания Коготь и Анклав. Стороны ведут непрерывную войну между собой за каждый стратегически важный объект.
Немаловажная роль отводится Вашингтонскому метрополитену, через туннели которого игроку придётся пробираться в случае, когда путешествие по поверхности невозможно.
Игровая вселенная Fallout 3 оформлена в стиле 1950-х годов, однако по своему технологическому развитию мир к моменту начала Великой войны 2077 года, за 2 часа уничтожившей практически всю земную цивилизацию, намного опережал реальный. Автомобили с атомными двигателями как альтернативными источниками энергии, повсеместное распространение роботов-помощников по дому, роботов-охранников и даже роботов-солдат, лазерное и плазменное оружие — примеры технологического скачка в альтернативной реальности мира Fallout 3. При этом многие технологии остались на уровне середины XX века, например, телевизоры с электронно-лучевыми экранами, монохромные компьютеры, автомобили, хоть и на атомных двигателях, но очень похожие на автомобили 50-ых, бытовая техника и многое другое. На некоторых фан-сайтах это объясняется всеобъемлющей модой на «ретро» 2050—2060-х годов, или же другим ходом развития человечества во вселенной Fallout.
Игровой процесс
Игровая механика основана на сильно изменённой под действия в реальном времени (в отличие от ранней пошаговой концепции ведения боя) игровой системе S.P.E.C.I.A.L.. Оружие и броня теперь могут изнашиваться и приходить в негодность. Для их ремонта необходимо либо чинить у торговцев, либо чинить самостоятельно, используя аналогичное оружие как источник запчастей. Сражения проходят в реальном времени с возможностью тактической паузы и прицеливания в определённые части тела цели (этот нижеописанный режим называется V.A.T.S.). Также нам дают возможность взламывать замки и компьютеры самостоятельно, в отличие от других частей. Для этого в игру добавлен специальный предмет (заколка).
В отличие от первых двух частей (где действия происходят в изометрической проекции), в Fallout 3 действие происходит от первого либо третьего лица. Игра сохранила часть свободы действий и исследование мира игроком. Игроку доступен PIPBoy-3000, который выдаётся персонажу игрока в убежище по достижении 10-летнего возраста и превосходящий по функционалу PIPBoy-2000 из предыдущих частей. PIPBoy-3000 носится на запястье левой руки, имеет встроенный счётчик Гейгера, радиоприёмник, детальную карту местности и мира. С помощью устройства также можно управлять снаряжением, просматривать текущие характеристики персонажа, его состояние, продвижение по квестам и различные заметки (аудио- и текстовые сообщения), использовать в качестве фонарика.
По радио доступны несколько радиостанций, среди которых: пропагандистское радио Анклава (ретрансляция спутниками-шпионами сообщения нового президента Анклава Джона Генри Эдема, после взрыва Рейвен-рока прекращается, но спутники продолжают летать), джазовые композиции радио «Новости галактики», перемежаемые новостями диджея Тридогнайта (транслируется на всю Столичную Пустошь после выполнения задания диджея) и радиостанция Агаты, которая транслирует классические мелодии (после выполнения её задания). Также можно поймать множество других радиосигналов. Один из квестов, «Проблемы на домашнем фронте», можно получить только услышав послание на аварийной частоте убежища 101.
V.A.T.S.
В игре используется «Система автоматизированного наведения Vault-Tec», или V.A.T.S (Vault-tec Auto Targeting System), которая позволяет определять очередность действий при стрельбе по врагам. V.A.T.S. частично схожа с пошаговым режимом Fallout и Fallout 2, из которых разработчики позаимствовали возможность прицеливания в разные части тела. Если задействован V.A.T.S., то игровое время приостанавливается. На выстрел или перезарядку тратится некоторое количество очков действия, разное в зависимости от используемого оружия. Используя V.A.T.S. против врага-гуманоида, можно выбрать для прицеливания семь различных областей тела: голова, туловище, левая рука, правая рука, оружие, левая нога и правая нога. Однако могут быть и другие доступные цели для негуманоидных существ (например: крылья у дутня, усики у муравья, жало у радскорпиона). При активации V.A.T.S. на экране отображается вероятность попадания в указанную область (в процентах). Данная вероятность рассчитывается, исходя из расстояния до цели и навыка владения соответствующим видом оружия. В отличие от предыдущих игр Fallout, прицеливание в глаза или пах невозможно. Существует также шанс на нанесение критического урона. В случае критического попадания или убийства возможно отрывание конечности или обезглавливание противника.
Последствия полученного врагом увечья зависят от того, какая часть тела пострадала. Голова: снижение восприятия, эффект сотрясения мозга. Руки: ухудшение меткости. При выходе руки из строя противник роняет оружие. Грудь: увеличивается шанс упасть при получении урона. Ноги: снижение скорости передвижения. Противник теряет возможность атаковать в прыжке или с разбега. Оружие: выведение оружия из строя и возможность выбить его из рук противника.
При сражении с роботом можно попытаться зайти ему за спину и вывести из строя боевой ингибитор. Это введёт его в бешенство и заставит атаковать союзников. Аналогично и с усиками муравьёв. Понятно, что в бою робот не станет поворачиваться к вам спиной (кроме медлительных протектронов, которых легко обойти), потому лучше всего использовать навык скрытность.
Сюжет
Убежище 101 — жемчужина Пустошей. В течение 200 лет Убежище 101 верой и правдой служило своим обитателям. Хотя мировая ядерная война 2077 года оставила США практически в руинах, жители Убежища 101 наслаждаются жизнью, свободной от непрерывного стресса внешнего мира. Гигантские насекомые, рейдеры, работорговцы и даже супермутанты не в силах проникнуть в надёжное убежище, построенное ещё до войны с применением последних технологических достижений Vault-Tec.
Убежищу 101 суждено было быть запечатанным вечно, так как в отличие от многих других убежищ оно предназначалось для сохранения людей с «чистыми» генами. Но однажды главный герой (героиня) просыпается и обнаруживает, что его (её) отец отверг авторитет Смотрителя и безопасность Убежища и ушёл во внешний мир. Спасаясь от гнева Смотрителя, главный герой (героиня) узнает, что Убежище ранее покидали, и сбегает из Убежища, выходит в безжалостный мир Пустошей и отправляется искать отца… и правду.
Со временем выясняется, что Убежище 101 открывалось раньше (до основных событий Fallout 3). Но тогда на пустошах погибло много жителей убежища, и поэтому смотритель с оставшимися людьми решили закрыть убежище и поклялись ничего об этом не рассказывать будущим поколениям.
Игровой мир очень разнообразен и интересен. В игре много квестов, во время выполнения которых можно познакомиться с различными персонажами, найти новые виды оружия и т. д. В игре есть и другие убежища, в которых можно найти много интересного.
Operation: Anchorage
Дополнение доступно для загрузки с 27 января 2009 года — только английская версия по цене 10 $. Русская версия от 1C была издана в сборнике «Fallout 3. Золотое издание».
Дополнение Operation Anchorage — первое из 5 скачиваемых дополнений для Fallout 3, в котором показано одно из самых заметных событий в мире Fallout — освобождения Анкориджа от китайских войск в 2076 году. Ссылки об этом событии часто можно найти в оригинальной Fallout 3, например, Анкориджский мемориал. Первым нашим заданием будет уничтожение тяжёлых китайских орудий, обстреливающих американские войска, а завершает дополнение штурм китайской крепости и убийство главнокомандующего китайской армией в Анкоридже.
Нововведения: Новые территории в игровом мире. Новая кампания — виртуальный симулятор освобождения Анкориджа, Аляска, от китайской оккупации во время Китайско-американской войны. Новая экипировка и вооружение.
Дополнение рассчитано на 5 часов игры и обладает линейным сюжетом. Геймплей представляет собой обычный современный action, без наличия каких-либо РПГ-элементов.
The Pitt
24 марта 2009 года стала доступна английская версия по цене 10$. Русская версия от фирмы 1С вышла в сборнике с другими дополнениями.
The Pitt — дополнение в стиле игры The Chronicles of Riddick. Откликнувшись на просьбу о помощи, главный герой (героиня) под видом раба попадает в считавшийся почти безжизненным Питтсбург. Очутившись там, он (она) обнаруживает, что на самом деле Питтсбург — мощная сила с собственной армией (состоящей из рейдеров), с мощной металлургической промышленностью и большим количеством рабов, работающих на город. Однако среди рабов медленно назревает восстание и план свержения боссов, и нам предстоит сыграть в нём решающую роль. У нас есть выбор — либо присоединиться к восстанию, либо это восстание подавить, присоединившись к рейдерам Питтсбурга.
Нововведения: Добавлен новый город Питтсбург; Новый вид монстров — троги; Более десятка новых видов оружия и брони, в том числе любимая многими циркулярная пила.
Сюжет дополнения качественно проработан в традиционном духе игр серии и ставит главного героя в неоднозначную ситуацию, каждое из решений которой имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Основным объектом, вокруг которого развивается сюжетная линия, является лекарство от троглодитного синдрома, неизбежно превращающего людей в трогов. Однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
Дополнение рассчитано на 8 часов игры и несколько объёмнее, чем предыдущее.
Broken Steel
Выпущена 5 мая 2009 года.
Кампания дополнения описывает события уничтожения оставшихся сил Анклава вместе с Братством Стали и роботом Либерти Прайм. Рассчитано примерно на дополнительные 8-9 часов игрового процесса. В феврале 2010 года фирма 1С приобрела права на локализацию этого аддона вместе со всеми прочими дополнениями.
События разворачиваются сразу после завершения оригинальной Fallout 3. После уничтожения главной базы Анклава на Столичной пустоши «Рэйвен Рок» Братство Стали готово нанести решающий удар по Анклаву. Нашей конечной целью является проникновение на базу ВВС США «Адамс» и уничтожение последнего форпоста Анклава — передвижного командного центра — с помощью военного спутника. Но есть и другой вариант — этим же спутником можно уничтожить Цитадель Братства Стали.
Нововведения в игре: Максимальный уровень поднят до 30. Возможность продолжить игру после окончания основной сюжетной линии. Новое оружие и броня (пушка Тесла, тяжёлый инсинератор). Действие дополнения происходит в новых локациях Вашингтона (Метро и электростанция Олд-Олни). Новые враги (супермутант-повелитель, радскорпион-альбинос, гуль-потрошитель). Новые перки, из которых можно выделить Puppies! (после смерти собаки-напарника Догмита рождается быстрорастущий щенок), три перка, мгновенно изменяющих карму игрока, «Почти совершенство» (все параметры увеличиваются до 9) и «Ядерная аномалия» (когда здоровье персонажа падает ниже 20 %, происходит локальный ядерный взрыв, уничтожающий всех врагов вблизи). Два последних доступны только на 30 уровне.
Point Lookout
Выпущена на Xbox 360 и РС 23 июня 2009 года.
События дополнения разворачиваются на огромном болоте, где героя ждут новые квесты, предметы, монстры и новые способности. Территория по размерам составляет примерно четверть пустоши. Что касается самой территории, то это часть штата Мэриленд, не столь затронутого ядерной войной, как та же Столичная Пустошь. К тому же если в Столичной Пустоши присутствует некое подобие цивилизованного общества, похожего на довоенную Америку, то здесь широко распространены каннибализм и вера в черную магию. Новое оружие: затворная винтовка, двуствольный дробовик, лопата, топор, биогазовая граната. Новые враги наносят 35 проникающего урона и потому заставят попотеть даже высокоуровневых героев. Достаточно большой новый мир для исследования (болота, 31 новая локация) и великолепная атмосфера.
Mothership Zeta
Вышел 3 августа 2009 года. По сюжету данного аддона игрока похищает корабль пришельцев, которые вновь вернулись на Землю. Цена Mothership Zeta составляет 800 MS Points / $10. Аддон добавляет инопланетное оружие: атомизатор (пистолет), дезинтегратор (ружьё), пульверизатор (версия атомизатора), дестабилизатор (версия дезинтегратора), криогенная граната, криогенная мина, орудие дрона (гранатомёт), орудие дрона Ex-B (версия дронной пушки), шоковый жезл, электросупрессор (версия шокового жезла) и Captain’s Sidearm (копия Бластера Чужих, только чуть слабее). Также есть возможность заполучить древнее оружие: самурайский меч (у самурая Тосиро Каго), револьвер (у ковбоя Полсона) и MPLX Novasurge (довоенный прототип плазменного пистолета Анклава). По всему кораблю игрок может найти звукозаписи различных людей, похищенных пришельцами в разные времена. Ради смеха можно послушать запись «допроса» брамина (двухголовой коровы).
В игре есть пасхалка, являющаяся отсылкой к фильму Техасская резня бензопилой. В городке Андейл живут две семьи — семья Смитов и семья Уилсонов, а также одинокий старик Харрис, который велит бежать из города как можно быстрее, убеждая, что здесь очень опасно. Поговорив с членами двух других семей, ничего странного не замечается. Если выйти из дома Харриса через вторую дверь, то можно увидеть сарай. Если его взломать, то можно увидеть скелеты в клетках, ножи, «Потрошители» и странное мясо, которое впоследствии оказывается человечиной. При выходе из сарая вас встретит озлобленный Джек Смит с обрезом. Оказалось, в городке изначально жили четыре семьи, но когда еда закончилась, две семьи были съедены, а уже потом съедались все заблудшие ненароком путники. То же самое делала и семья Хьюитов в фильме. В дополнении к игре — The Pitt, присутствует отсылка к фильму Джорджа Ромеро «Земля мёртвых». Один из городов, Питтсбург и окружающие его троги очень похоже на город из этого фильма. Он тоже назывался Питсбург и его окружали зомби. На базе братства стали можно найти солдата по имени Gallows, но его имя никто не знает, и все стараются узнать как его зовут. Это отсылка к фильму «Спасти рядового Райана». В дополнении «Operation: Anchorage» в штаб ВС США прибывает фотограф и делает снимок трёх американских солдат со словами «сделайте позу героическую, когда нибудь вам, может быть, памятник поставят». И действительно, в Столичной Пустоши есть Анкориджский мемориал, повторяющий изображенных на той фотографии солдат. Явная отсылка к поднятию флага над Иводзимой. Дополнение «Mothership Zeta» — единственное из дополнений, которое не продавалось отдельно (или вместе с другими дополнениями). Его можно было найти только в сборнике «Fallout 3: Game of The Year Edition». В дополнении «Point Lookout», во время поиска спор Панги, герой видит галюцинации. В них есть много антипупсов Волт-Тек, которые только «насмехаются» над героем. Например, при нахождении пупса «Удача», появляется примерно следующее сообщение: «Мать умерла при родах, отец сбежал, а тебя выгнали из убежища. Повезло, однако!». Винтокрылы Анклава, культовый летательный аппарат серии, имеет аналог в реальном мире — V-22 «Оспрей». В игре можно найти разрушенный офис Bethesda Softworks, он расположен к юго-востоку от центра карты. Также в игре можно встретить названия реально существующих в пригородах Вашингтона городков — Файрфакса, Спрингвейла, Клиффсайда, Олни. В японской версии игры убрана возможность подрыва ядерной бомбы в центре Мегатонны, а тактический ядерный гранатомёт «Толстяк» (англ. «Fat Man») переименован ввиду того, что такое же кодовое имя имела атомная бомба, сброшенная на японский город Нагасаки 9 августа 1945 г. Кроме того, весьма любопытно, что данный вид игрового оружия имеет реальный прототип (Davy Crockett), находившийся на вооружении войск США в ФРГ в 1960-е — 1970-е гг. В индийском издании пришлось убрать браминов (двуглавые коровы-мутанты) по причине почитания коров в этой стране. В квесте под названием «Узы Крови» (Blood Ties) нужно найти банду вампиров (примечательно, что вампиры — положительные персонажи), терроризирующих поселение Арефу и именующих себя «Семьёй». Это явная отсылка к известному маньяку Чарльзу Мэнсону и его банде «Семья». В первоначальной версии в игре присутствовали наркотические лекарственные вещества с реальными названиями (например морфин), но из-за угрозы запрета продаж на территории Австралии (в этой стране запрещены реалистичные воспроизведения реальных наркотических веществ) их заменили на вымышленные названия. Однако в русской озвучке некоторых персонажей от 1С вымышленный заменитель морфина называется морфином. В поселении Мегатонна существует секта «Дети Атома», последователи которой поклоняются неразорвавшейся атомной бомбе, лежащей в центре города. Существование этой секты — намёк на фильм Теда Поста «Под поверхностью Планеты Обезьян». В фильме показана человеческая секта, поклоняющаяся ракете с ядерной боеголовкой, которую сектанты называют «Божественная Бомба». Имя хозяйки магазина в Мегатонне — «Мойра» выбрано в честь имени главной героини фильма Стенли Краймера «На берегу» (1959), рассказывающем о мире после ядерной катастрофы. В игру вошло много «пасхальных яиц» из этого фильма. Имя Тридогнайта — отсылка к группе Three Dog Night. Подруга вокалиста группы прочитала, что холодными ночами австралийские аборигены спят в пещерах в обнимку с динго. Если ночь очень холодная — они спят с двумя собаками, а если ночь выдалась особенно мёрзлой — такую ночь называют «трёхсобачьей». Так что фраза Тридогнайта из игры «одного дога недостаточно, двух тоже…» указывает на особо ужасную ситуацию в мире Пустоши. После спасения Папы из убежища 112 и путешествия с ним сначала в Ривет-Сити, а затем к Мемориалу Джефферсона, для запуска системы очистки воды, во время одного из диалогов в русском переводе отец главного героя (главной героини) произносит следующую фразу: «Чистая вода для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным», которая является перифразом желания Рэдрика Шухарта, главного героя повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких Название «Убежище 101» связано с «комнатой 101» из произведения Дж. Оруэлла «1984». Так же, как подтверждение, в убежище 92 в заметках была упомянута команда «Здравый ум — не статистика». Эта фраза принадлежит главному герою «1984» Один из квестов в игре — «ОНИ!» (англ. Those!) создан по мотивам фильма «Они!» (англ. Them!, 1954 г.) в котором рассказывается об огромных мутировавших муравьях. Локация «Супермарт» — отсылка к фильму Последний человек на Земле 1964 г. Из этого же фильма в игру попали многочисленные пустые ручные тележки из универсамов, мешающие проходу персонажа. На обложке комикса Грогнак Варвар использована иллюстрация к классу варвар из TES 4: Oblivion. Эпизод «Транквилити Лейн» практически полностью повторяет содержание рассказа Харлана Эллисона «I have no mouth and I must scream». И там и там некий верховный разум превращает жизнь группы людей в ночной кошмар наяву. Причём делает это исключительно от скуки. Валяющиеся повсюду неисправные телевизоры — это «Philco Predicta», модель 1958 г. Эпизод с выходом из убежища сделан по мотивам фильма «Бегство Логана», режиссёра Майкла Андерсона. Герои фильма живут под куполом, в убежище, которое нельзя покидать. Им удаётся сбежать после перестрелки с охранниками, после чего они совершают путешествие по маршруту Мемориал Линкольна — Молл — Капитолий. Героям фильма открывается вид на разрушенный войной Вашингтон именно с той точки, с какой её видит Выходец из убежища 101. Затем они возвращаются обратно под купол, чтобы его разрушить. Кроме того, из этого фильма в игру перекочевал «интерьер» подвальных помещений, с лестницами, насосами, бассейнами и трубами. Супермутант Фокс — один из 3-х первых супермутантов, созданных в Убежище 87. Потеряв память, он сохранил человеческий разум, в отличие от остальных. Живучесть супермутанта Фокса выше, чем у супермутанта-бегемота. В одной из локаций можно найти заброшенный дом с роботом, который все ещё верно служит своим давно погибшим хозяевам. При помощи компьютерного терминала, находящегося в подсобном помещении, роботу можно давать различные указания. Если его попросить почитать стихи детям, робот прочитает «Будет ласковый дождь» из одноименного рассказа Рэя Брэдбери. Так же из терминала можно узнать, что дом, как и в рассказе Брэдбери, принадлежал семье Маклелланов. Если завести разговор с Мэгги из Мегатонны, то, имея перк «Вечное дитя», можно узнать от неё о тайном сейфе, находящемся в подвале дома, где она проживает. Паролем от этого сейфа служит комбинация цифр «15-16-23-42». Возможно, это отсылка к сериалу «Остаться в живых». К югу от локации «Туннели Яо-гаев» (по карте на следующем квадрате) можно найти город Рокополис, о котором есть упоминание на радио. Над входом висит гирлянда флажков, а дверью является неприметный камень. Рядом с трупом гуля Аргайла лежит пупс «Без оружия». При выполнении задания «ОНИ!» в одном из домов можно прочитать записи солдата Анклава, пришедшего из Наварро (Fallout 2). Перед речью президента Эдема (Радио Анклава) играет мелодия, которая звучала перед каждой серией «Санта-барбара». Появившиеся в аддоне «Broken Steel» перки «Лестница в Небо» (Escalator to Heaven) и «Дорога в Ад» (Devil’s Highway) есть ни что иное, как отсылка к песням Stairway to Heaven группы Led Zeppelin и Highway to Hell коллектива AC/DC. На юго-востоке от локации Оазис есть разбившийся корабль пришельцев, рядом с которым можно найти труп пришельца, мощный Бластер Чужих, превращающий врагов в синюю пыль, и патроны к нему. Также, если установлено дополнение «Mothership Zeta», при приближении игрока к НЛО появляется синий луч, который похищает главного героя. Имя киборга-телохранителя в Ривет-Сити «Армитидж» очень похоже на Armitage, киборга нового поколения из одноимённого аниме. Если побродить по пустоши, можно встретить мирного супермутанта по имени Дядя Лео. В дополнении для Oblivion Shivering Isles в доме эльфийки Мьюрин живет мирный зомби, которого также зовут Дядя Лео.
Игра была издана в пяти версиях: Стандартная версия Коллекционное издание (Collector’s Edition) Издание Для выживания (Survival Edition) Ограниченное издание (Limited Edition) Издание Игра года (Game of the Year Edition)
В стандартном издании поставляется только диск с игрой и руководство к ней. В коллекционное издание, помимо них, включены бонусный DVD с материалами о создании игры, альбом с концепт-артами и комментариями художников и коллекционный пупс VaultBoy, упакованные в коробку, стилизованную под потёртый ланчбокс (коробку для завтраков, встречаемую в игре)[6][7].
Издание «Для выживания» содержит в дополнение ко всему перечисленному выше цифровые часы, выполненные в виде PIPBoy-3000[7]. Данное издание доступно только через интернет-магазин Amazon и только покупателям из США.
Ограниченное издание доступно только покупателям издателя GAME и распространяется только в Великобритании. Помимо стандартного набора, в поставку включена фигурка воина Братства Стали, облачённого в силовую броню.
Издание «Игра года» включает в себя саму игру и все 5 дополнений к ней. Издание выпущено в Северной Америке 16 октября 2009 года.
13 августа 2010 года в продажу на территории России и стран СНГ поступили сборники: «The Pitt и Operation: Anchorage» и «Broken Steel и Point Lookout». А 10 сентября 2010 года вышел в продажу «Fallout 3. Золотое издание» включающее все пять дополнений к ней: Operation: Anchorage, The Pitt, Broken Steel, Point Lookout, Mothership Zeta — полностью на русском языке. Оно аналогично Game of the Year Edition, но без поддержки Games for Windows — Live.
Fallout 3 привлек пристальное внимание игроков с момента начала разработки. На ноябрь 2008 года на ведущем российском игровом сайте Absolute Games Fallout 3 занимал первое место в списке 100 самых отслеживаемых игр, количество наблюдателей за игрой составляет более 10 тыс. человек, тем самым опережая ближайшего преследователя примерно в два раза.
В целом, игра была принята критиками положительно — оценки держатся на высоком уровне. Агрегатор ревью Metacritic присудил игре оценку (в зависимости от игровой платформы) от 90 до 93 баллов из 100 на основании более чем 170 обзоров различных изданий. Другой агрегатор, MobyGames, придерживается примерно того же мнения — от 91 до 93 баллов из 100. Многие издания при подведении итогов года наградили игру, как главную RPG года.
Но некоторая часть игроков — в основном поклонники Fallout и Fallout 2 — восприняла игру не лучшим образом, считая, что игра стала внешне больше походить на 3D-шутер, чем на RPG. Также недовольство вызвала техническая схожесть игры с The Elder Scrolls IV: Oblivion. Но всё же в большей степени критике подверглись диалоги, атмосфера и юмор, которые, по мнению некоторых игроков, уступают первым двум играм серии.
Игре сопутствует коммерческий успех, что позволило превысить тираж проданных копий предыдущих частей игры, вместе взятых, уже на первой неделе продаж.
Игра победила в номинацях «Игра года» и «RPG года» (2008) журнала «Игромания».
11 декабря 2008 года, спустя полтора месяца после релиза Fallout 3, разработчиками был выпущен SDK — редактор игры Fallout 3, который носит название G.E.C.K. (Garden of Eden Creation Kit) и представляет собой несколько видоизмененный редактор игры The Elder Scrolls IV: Oblivion (TES Construction Set). Примечательно, что именно это название разработчики выбрали для редактора игры, ведь одноимённое название носит так называемый G.E.C.K. (рус. «Генератор эдемских кущ, компактный», или «Группа эдемских конструкционных компонентов» — ГЭКК), встречавшийся в Fallout 2 и Fallout 3.
Главное окно редактора ГЕКК
Готовые
В Поисках Убежища 104
В Мегатонне или в Общине Кентербери (если вы взорвали Мегатонну и установили опцию для перемещения квестодателя) вы встретите нового, полностью озвученного персонажа - Кэти, которая расскажет вам свою историю и отправит вас в поиски информации об Убежище 104. Сначала вам предстоит отправится на развалины офиса Волт-Тек, но не получив нужной информации вам предстоит отправится за ней в само Убежище 104. И тут вы попадаете в ловушку. Единственный разумный житель Убежища, Подопытный, закрывает вас в Убежище и вам предстоит пройти по жилым комнатам и лаборатории, чтобы договорится с ним. Как с ним договариваться, решать вам, но в конце вы получите пароль и отправитесь к выходу... и тут вас ждет новый сюрприз! Какой? Играйте, узнаете! В конце квеста вы получите в награду новый дом - Убежище 89, в котором встретите необычного напарника - когтя смерти Бобика.